Главная - Аналитика - МАСТОДИНОН®— настоящий чемпион!

МАСТОДИНОН®— настоящий чемпион!

E-mail Печать PDF
Как говорят, женщина — это источник энергии жизни. Тем не менее ее энергия иногда подвергается угрозе. Причиной тому — различные так называемые женские болезни. Немецкая фармкомпания «Бионорика АГ» разработала препарат МАСТОДИНОН®, предназначенный для лечения таких заболеваний, как мастопатия и предменструальный синдром. Конечно же, МАСТОДИНОН® уже успел завоевать популярность среди врачей и пациентов. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН», системы исследования PromoTestsm компании «Medical Data Management Ukraine», а также информация о рекламе ЛС в прессе компании «Мониторинг СМИ Украины».

Для начала отметим, что МАСТОДИНОН® относится к безрецептурной группе препаратов, поэтому провизоры и фармацевты могут рекомендовать его без предварительной консультации с врачом. МАСТОДИНОН® — растительный негормональный препарат, который обладает комплексным и прогнозируемым эффектом (более подробно читайте «Еженедельник АПТЕКА» № 13 (684) от 30.03.2009 г.).

В целом по итогам 2008 г. выручка аптечных учреждений от реализации МАСТОДИНОНА увеличилась на 26,7% по сравнению с 2007 г. Уже по итогам января–февраля 2009 г. темпы прироста объема аптечных продаж МАСТОДИНОНА были выше таковых в целом по группе G03X A «Антигонадотропные средства и подобные препараты» и составили +37,8% (рис. 1).

Рис. 1 Темпы прироста объема аптечных продаж группы G03X A «Антигонадотропные средства и подобные препараты» и МАСТОДИНОНА в январе–феврале 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

Рис. 1 Темпы прироста объема аптечных продаж группы G03X A «Антигонадотропные средства и подобные препараты» и МАСТОДИНОНА в январе–феврале 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

На отечественном фармрынке МАСТОДИНОН® представлен в трех лекарственных формах: таблетки блистер, № 60; капли оральные флакон 50 и 100 мл. По итогам 2008 г. для таблеток и капель во флаконе 100 мл отмечают увеличение доли в общем объеме аптечных продаж этого брэнда ЛС (рис. 2). Также для этих форм выпуска по итогам 2008 г. отмечают активное развитие объема реализации в денежном выражении — 31,6 и 45,3% соответственно (рис. 3).

Рис. 2 Удельный вес объема продаж МАСТОДИНОНА в различных формах выпуска в денежном выражении в 2006–2008 гг.

Рис. 2 Удельный вес объема продаж МАСТОДИНОНА в различных формах выпуска в денежном выражении в 2006–2008 гг.

Рис. 3 Прирост объема аптечных продаж в денежном выражении МАСТОДИНОНА различных форм выпуска в 2007–2008 гг.

Рис. 3 Прирост объема аптечных продаж в денежном выражении МАСТОДИНОНА различных форм выпуска в 2007–2008 гг.

По своим ценовым характеристикам все формы выпуска относятся к высокостоимостной нише. Следует отметить, что доля таковых в целом по рынку стремительно увеличивается и уже по состоянию на январь–февраль 2009 г. составила почти 68% в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении (более подробно см. в «Еженедельнике АПТЕКА» № 14 (685) от 6.04.2009 г.). Таким образом, для аптечных учреждений, где МАСТОДИНОН® представлен в ассортименте, есть гарантия увеличения выгоды от его продажи, что делает этот препарат конкурентоспособным.

Высокий терапевтический эффект МАСТОДИНОНА подтверждается постоянно растущим объемом продаж. За последние годы объем продаж препарата на фармацевтическом рынке Украины существенно увеличился. Так, с начала 2004 г. квартальная динамика объема аптечных продаж МАСТОДИНОНА свидетельствует о планомерном развитии и положительной корреляции с объемом продаж конкурентной группы препаратов G03X A (рис. 4).

Рис. 4 Динамика объема аптечных продаж конкурентной группы препаратов G03X A «Антигонадотропные средства и подобные препараты» и МАСТОДИНОНА в I кв. 2004 г. — IV кв. 2008 г.

Рис. 4 Динамика объема аптечных продаж конкурентной группы препаратов G03X A «Антигонадотропные средства и подобные препараты» и МАСТОДИНОНА в I кв. 2004 г. — IV кв. 2008 г.

Группа препаратов G03X A, в которую входит МАСТОДИНОН®, представлена 10 брэндами ЛС. Здесь активное развитие демонстрирует МАСТОДИНОН®. Это подтверждает тот факт, что уже по итогам января– февраля 2009 г. он получил лавры первенства в рейтинге брэндов ЛС по объему аптечных продаж в группе G03X A в денежном выражении (табл. 1). Таким образом, вполне очевидно, что глобальные экономические проблемы и прогнозы об изменении покупательной способности в сторону потребления более дешевых препаратов не стали помехой для МАСТОДИНОНА.

Таблица 1Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в группе G03X A в денежном выражении в январе–феврале 2009 г. с указанием позиций в рейтинге за аналогичный период 2008 г.

№ п/п, год

Брэнд

2009

2008

МАСТОДИНОН

1

2

РЕМЕНС

2

1

КЛИМАДИНОН

3

4

ЦИКЛОДИНОН

4

3

МЕТРО-АДНЕКС-ИНЪЕЛЬ

5

5

МАММОЛЕПТИН

6

6

ДАНОЛ

7

7

КЛЕВЕРОЛ

8

10

ЦИМИЦИПЛАНТ

9

9

КЛИМАПЛАНТ

10

8

Впечатляет тот факт, что удельный вес МАСТОДИНОНА в конкурентной группе G03X A в 2008 г. составил 35,0%. Уже в феврале этот показатель превысил отметку 40% (рис. 5).

Рис. 5 Доля МАСТОДИНОНА в общем объеме аптечных продаж конкурентной группы препаратов G03X A в денежном выражении в 2008 г., а также в январе и феврале 2009 г.

Рис. 5 Доля МАСТОДИНОНА в общем объеме аптечных продаж конкурентной группы препаратов G03X A в денежном выражении в 2008 г., а также в январе и феврале 2009 г.

Вполне очевидно, что это — результат влияния промоции МАСТОДИНОНА. Компания-производитель по итогам 2008 г. сделала ставку на продвижение препарата с помощью рекламы МАСТОДИНОНА в печатных изданиях. В это же время объем продаж препарата планомерно увеличивался.

Конечно же, на украинском фармацевтическом рынке компания-производитель проводит активную промоционную деятельность по продвижению МАСТОДИНОНА среди врачей различных специальностей, а также среди фармацевтов. Промоционная активность для МАСТОДИНОНА свидетельствует о том, что больший упор компания сделала на личные визиты медпредставителя к врачу (рис. 6). Как известно, его мнение является приоритетным для покупателя. Интересно также, что во II и III кв. (с апреля по сентябрь) 2008 г. доля количества воспоминаний фармацевтов о визитах медпредставителей увеличилась. Как раз в это время компания-производитель проводила активные промоционные мероприятия по работе с фармацевтами. В их основе было позиционирование МАСТОДИНОНА не только как лекарства при мастопатии, но и при предменструальном синдроме, а также мастодинии как ведущем симптоме данной патологии. Кроме того, такая тактика была как никогда кстати, потому как II и III кв. можно назвать периодом праздников, отпусков и теплым временем года. Тогда потребителю проще зайти в аптеку за советом фармацевта и приобрести то или иное средство. Фармацевты, в свою очередь, были наилучшим образом проинформированы о широком спектре действия МАСТОДИНОНА.

Рис. 6 Доля количества воспоминаний врачей и фармацевтов о промоциях МАСТОДИНОНА в общем количестве таковых в I–IV кв. 2008 г.

Рис. 6 Доля количества воспоминаний врачей и фармацевтов о промоциях МАСТОДИНОНА в общем количестве таковых в I–IV кв. 2008 г.

Если говорить о промоциях МАСТОДИНОНА, то в основном они направлены на врачей трех специальностей — гинекологи, хирурги и терапевты (рис. 7). По итогам 2008 г. доля количества воспоминаний гинекологов и хирургов о визитах медицинских представителей с промоцией МАСТОДИНОНА увеличилась по сравнению с 2007 г. Таким образом, кроме того, что компания-производитель уделила внимание промоциям для фармацевтов, она также сфокусировала работу медпредставителей на врачах нескольких специальностей.

Рис. 7 Доля количества воспоминаний врачей о промоциях МАСТОДИНОНА в разрезе различных специальностей по итогам 2007–2008 гг.

Рис. 7 Доля количества воспоминаний врачей о промоциях МАСТОДИНОНА в разрезе различных специальностей по итогам 2007–2008 гг.

Учитывая все вышесказанное, в условиях повышения спроса на МАСТОДИНОН® сформировать планирование товарных запасов этого препарата можно с помощью более подробного анализа объема его продаж в различных аптечных учреждениях. При его проведении для аптечных учреждений определяют категорию торговой точки (ТТ) (аптека, аптечный пункт, аптечный киоск), финансовую и территориальную характеристику. При формировании классов ТТ по финансовым характеристикам и расчете объема продаж МАСТОДИНОНА использованы данные за январь 2009 г. как наиболее приближенные к будущим периодам и позволяющие прогнозировать потребности в его товарных запасах с учетом растущего спроса.

Так, например, в январе 2009 г. в аптеках и аптечных киосках с различными финансовыми характеристиками было реализовано примерно одинаковое количество упаковок МАСТОДИНОНА. Максимальный объем продаж препарата сконцентрирован в аптеках и аптечных киосках с выручкой более 500 тыс. грн. (11 упаковок). В среднем минимальное количество проданных упаковок МАСТОДИНОНА во всех типах ТТ с выручкой до 250 тыс. грн. составляет 2.

Представленные данные о минимальном, среднем и максимальном количестве проданных упаковок в различных группах ТТ с разными финансовыми характеристиками свидетельствуют о том, что объем его продаж распределен неравномерно (рис. 8). Так, например, в январе 2009 г. в группе ТТ с выручкой 250–500 тыс. грн. отмечено максимальное количество реализованных упаковок МАСТОДИНОНА — 74. Среднее и минимальное количество реализованных упаковок МАСТОДИНОНА в этой группе ТТ составило 6 и 1 соответственно. Вполне возможно, что различия между минимальным и максимальным количеством свидетельствуют о недостаточном товарном запасе этого препарата. Таким образом, планировать товарные запасы МАСТОДИНОНА для ТТ с различными финансовыми характеристиками необходимо в интервале между средними и максимальными показателями объема продаж МАСТОДИНОНА.

Рис. 8 Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок препаратов торговой марки МАСТОДИНОН в различных типах ТТ, сгруппированных по объему выручки в январе 2009 г.

Рис. 8 Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок препаратов торговой марки МАСТОДИНОН в различных типах ТТ, сгруппированных по объему выручки в январе 2009 г.

Как раз для того чтобы специалисты отделов закупок аптечных учреждений смогли более точно сориентироваться при формировании товарного запаса МАСТОДИНОНА, с учетом вышеизложенного приводим наши рекомендации относительно количества упаковок этого препарата, которые могут быть проданы в ТТ с определенными финансовыми характеристиками (табл. 2).

Таблица 2Рекомендации по объему среднего месячного товарного запаса препарата МАСТОДИНОН® (упаковок) для всех типов ТТ с различными финансовыми характеристиками

Тип ТТ

Аптеки

Аптечные
пункты

Аптечные
киоски

Объем месячной выручки

Не менее

Не менее

Не менее

<50

2—3

2—3

2—3

50–100

2—3

2—3

2—3

100–250

3—4

3—4

3—4

250–500

6—7

7—8

6—7

>500

11—12

11—12

Следует отметить, что рекомендованные данные указывают на минимальное количество упаковок, которое может быть продано в том или ином аптечном учреждении. Максимальное количество запасов необходимо рассчитывать исходя из индивидуальных особенностей ТТ. И помнить, что в результате стремительно растущего спроса на МАСТОДИНОН, а также активной работы компании по его продвижению со временем потребность в товарных запасах препарата будет увеличиваться.

В сложившихся сегодня условиях успех любого оператора фармацевтического рынка во многом обусловлен лояльностью его клиентов. Рациональное формирование товарных запасов для каждой ТТ определяет дополнительный доход аптеки, аптечного пункта и киоска. Конечно же, это способствует удовлетворению потребности Его Величества Клиента. А это, в свою очередь, отличная рекомендация себя как надежного и постоянного источника необходимых для здоровья покупателя ЛС. Уже сегодня необходимо учитывать, что впереди летний сезон. За советом в Ваши аптеки будет идти потребитель, и наличие максимального количества МАСТОДИНОНА будет бесценной помощью для женского здоровья.

Оксана Сергиенко

 
Аналитика