Главная - Аналитика - Перспективы генериков в роли блокбастеров

Перспективы генериков в роли блокбастеров

E-mail Печать PDF

В течение нескольких лет не прекращаются разговоры об истечение сроков патентной защиты блокбастеров, вследствие чего фармацевтическая отрасль столкнется с уменьшением доходов, экономией расходов на научно-исследовательские разработки (R&D), сокращением сотрудников как среднего, так и высшего звена.

Исследовательская фармкомпания «Evaluate Pharma» прогнозирует, что в этом году истечет срок патентной защиты наиболее продаваемых лекарственных средств, суммарный объем продаж которых оценивается в 67 млрд дол. США. В период с 2012 по 2018 г. аналогичная ситуация ожидается и с другими препаратами, объем продаж которых составляет 290 млрд дол., что приведет к усилению конкурентной борьбы среди генериков.

Продукты, срок патентной защиты которых истек в 2012 г.: антипсихотическое лекарственное средство Seroquel®/Сероквель® (квентиапин, «AstraZeneca»), антидепрессант Lexapro®/Cipralex® (эсциталопрам, «Lundbeck»), а также препарат для лечения сахарного диабета Actos®/Эктос (пиоглитазон, «Takeda»). Лекарственное средство от астмы и аллергии Singulair™/Diskus® (монтелукаст, «Merck») было одним из лидеров среди блокбастеров. В 2011 г. его продажи достигли 3,3 млрд дол. В августе этого года время действия его патента истекло и всего за 4 нед продажи снизились почти на 90%.

Конечно, есть и обратная сторона медали. По мере выведения на рынок генерических препаратов разных производителей, но на основе одного и того же действующего вещества и снижения цен на них в результате конкурентной борьбы, возникает вопрос, на сколько реально для генерика достичь объемов продаж своего прототипа.

По данным «IMS Health» за 12 мес (июль 2011 г. — июнь 2012 г.), всего 5 генериков превысили объем продаж в 1 млрд дол. (таблица). В этот перечень включен еще один препарат — Zyprexa®/Зипрекса (оланзапин, «Eli Lilly»), поскольку за 8 мес (ноябрь 2011 г. — июнь 2012 г.) его объем продаж составил 921 млн дол., приблизившись к отметке 1 млрд дол.

ТаблицаТОП–лист генериков, суммарный объем продаж которых достиг отметки 1 млрд дол. по данным «IMS Health» о продажах за 12 мес (июль 2011 г. — июнь 2012 г.)
Название действующего веществаТорговое название оригинального препарата (производитель)Суммарный
объем продаж, дол.
Компании — производители генериков (объем продаж, дол.)
Atorvastatin/аторвастатинLipitor® («Pfizer Inc.»)2,23 млрдDaiichi Sankyo/Ranbaxy Laboratories (1,20 млрд);Watson Pharmaceuticals (1,02 млрд)
Amphetamine/амфетамин + Dextroamphetamine/декстроамфетаминAdderall XR® («Shire»)1,3 млрдTeva Pharmaceutical Industries (799 млн);Global Pharma (516 млн)
Enoxaparin/эноксапаринLovenox™ («Sanofi-aventis S.A.»)1,28 млрдSandoz
Methylphenidate/ метилфенидатConcerta™ («Johnson&Johnson»)1,23 млрдWatson Pharmaceuticals
Salamol/саламолVentolin («GlaxoSmithKline Pharmaceuticals SA»)1 млрдTeva Pharmaceutical Industries
Olanzapine/оланзапинZyprexa® («Eli Lilly»)921 млн*Prasco Labs (461млн); Teva (459 млн)

Как показали результаты исследования, при умелом развитии рыночного потенциала у генерических препаратов есть все шансы достичь уровня продаж блокбастеров.

По материалам www.fiercepharma.com*Данные «IMS Health» о продажах за 8 мес (ноябрь 2011 г. — июнь 2012 г.).
 
Аналитика