Главная - Аналитика - Российский фармрынок: I полугодие 2009 г.

Российский фармрынок: I полугодие 2009 г.

E-mail Печать PDF

Российский фармрынок: I полугодие 2009 г.
Как сообщает российская компания «DSM Group», по итогам I полугодия 2009 г. объем коммерческого рынка готовых лекарственных средств (ГЛС) в потребительских ценах с НДС возрос на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. и составил 107 млрд руб. В натуральном выражении в этот же период потребление лекарств снизилось на 6%. Если по итогам I кв. 2009 г. рынок в упаковках стагнировал, не демонстрируя роста, то с мая он начал заметно уменьшаться. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ГЛС на коммерческом рынке России с января по июнь повысилась на 38% и составила 57,5 руб.

В отличие от прошлых лет, основной фактор роста рынка в 2009 г. — подорожание препаратов. С января по июнь этого года цены на лекарства выросли на 15,4%, что уже выше годовой инфляции 2008 г. При этом в основном повысились цены на ЛС зарубежного производства — на 17,5%, а ЛС российского производства стали стоить на 9,1% дороже, чем в прошлом году.

Структура рынка по ценовым категориям в I полугодии 2009 г. изменилась в пользу сегментов дешевых препаратов с ценой до 150 руб. как в натуральном, так и в денежном выражении. Наиболее емкими остаются сегменты препаратов с ценой 50–150 руб. за упаковку (около 30%) и 150–500 руб. за упаковку (порядка 40%). Ожидаемого перехода на более дешевые препараты в связи с кризисом пока не наблюдается.

Коммерческий сегмент рынка в I полугодии 2009 г. был представлен на 53% рецептурными препаратами и на 47% безрецептурными. Доля ЛС российского производства составила 24% в денежном выражении и 64% в натуральном.

Рейтинг производителей за I полугодие 2009 г. возглавляет российская компания «Фармстандарт». Максимальные темпы прироста продемонстрировали компании «Gedeon Richter» (+50%), «Berlin-Chemie/Menarini Group» (+32%), «Nycomed» (+30%) и «Servier» (+30%). Рейтинг брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в России по итогам I полугодия 2009 г. возглавил АРБИДОЛ, на 2-м месте — ЭССЕНЦИАЛЕ, на 3-м — АКТОВЕГИН.

Объем российского аптечного рынка БАД в денежном выражении за I полугодие 2009 г. увеличился на 15% и составил 6,4 млрд руб. В натуральном выражении объем аптечного рынка БАД за I полугодие уменьшился на 2% и составил 115 млн упаковок. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки БАД за этот период повысилась на 18% и составила 55 руб.

ДЛО: I полугодие 2009 г.

За 6 мес 2009 г. по программе Дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) в России были завезены в аптеки лекарственные средства на сумму около 42 млрд руб. за более чем 54 млн упаковок. Объем за 6 мес по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. возрос на 30% в рублях и сократился на 33% в упаковках. Такое падение натурального объема произошло за счет сокращения потребления в части региональных программ.

Тенденция программы ДЛО — повышение средневзвешенной стоимости упаковки — продолжается. В I полугодии 2009 г. она составила 775 руб., что почти в 2 раза выше, чем за I полугодие 2008 г.

С 2008 г. программа ДЛО делится на две части: 7 нозологий (дорогостоящие препараты) и региональные конкурсы. В I полугодии 2009 г. в части 7 нозологий отмечена положительная динамика. На нее было потрачено 18,6 млрд руб., что на 25% больше, чем за аналогичный период 2008 г. При этом и в упаковках потребление увеличилось на 27% и составило около 1 млн штук. Средневзвешенная стоимость упаковки по программе 7 нозологий составила более 18 тыс. руб.

По второй части программы уменьшилось потребление в натуральном выражении более чем на 33%. При этом в деньгах все же было потрачено на 34% больше, чем за аналогичный период прошлого года, а именно 23 млрд руб. Таким образом, рост в этой части ДЛО обеспечен повышением средневзвешенной стоимости упаковки, а не потребления. Это произошло как за счет повышения цен по программе (примерно на 13%), так и за счет сокращения потребления дешевых российских препаратов.

По материалам www.dsm.ru

 
Аналитика